Испания Español English Russian Facebook
Биржа комментариев и социального продвижения
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Карта сайта
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
AdultSingles Dating Service
Лерида





Льейда (кат. Lleida), Лерида (исп. Lérida) - провинция на северо-востоке Испании в составе автономного сообщества Каталония. Административный центр - Льейда. Площадь - 12 150 км² (2,41 %, 18-е место). Население - 443032 (2012 г.) (0,93 %, 33-е место).

Лерида - испанская крепость у предгорий Пиренеев, подвергшаяся длительной осаде в 1707 году.

Туристы, приезжающие в Каталонию, редко обращают внимание на ее административное деление, хотя это очень важно. Каталония делится на четыре области. Три из них - Таррагона, Барселона и Жерона расположены вдоль побережья Средиземного моря, а четвертая - Лерида не имеет выхода к морю, это - материковая часть Каталонии.

Это горы, долины, реки, озера, водопады - необыкновенно красивые места. Но туристы здесь бывают реже. И вообще вся эта область более консервативна. В ней сохранились древние обычаи, традиции, причем многие из них берут свои истоки еще из дохристианских времен.

По местным преданиям, совсем недалеко отсюда, происходила последняя битва человека и дракона. И тот, кого потом назвали христианским именем Георгий, пронзил чудовище копьем. Наверное с тех пор в этом краю дракон и почитается как существо легендарное и изображается повсюду. Даже здесь, в доме пэров, где сегодня заседает мэрия города Лерида - главного города области.

Христианское отношение к темным силам отличается от языческого. В древности любую силу приписывали могуществу богов и поклонялись ей, даже той, которая вселяла страх и могла принести несчастье. Боялись, но поклонялись. Христианство должно было изменить все.

В главном зале Дома пэров на одной из стен изображены сцены борьбы добра и зла - христианских ценностей со всякой нечистой силой, включая, кстати, и дракона. В битве со злом в обличье демонов, люди уповают на заступничество христианских святых вместе с Девой Марией - покровительницей Каталонии.

Но с каким же злом боролось пришедшее сюда христианство? Какое же зло донимало Лериду? Что победило?

На гербе Лериды лента со странными для нас руническими буквами. Написано всего лишь название Лериды на древнем иберском языке. В подвалах же Дома пэров, где некогда были застенки святой инквизиции. Тогда здесь не жаловали иберийское письмо, как и все языческое. Ведь иберы считали духов реальными, а темные силы - частью жизни. Во мраке темниц и в огне должны были исчезнуть древние традиции, связанные с магией.

Один из городов Лериды - Сервера (Cervera). Это одна из самых знаменитых улочек Серверы - улица Ведьм. Говорят, раньше самые отчаянные смельчаки избегали сюда заходить даже днем, и сегодня туристы лишь заглядывают в таинственные туннели и, на всякий случай, уходят. Сервера считается главным городом ведьм, но не смотря на это и на обилие в городке сувениров в виде магических кристаллов и кукольных ведьм, мрачной атмосферы в Сервере нет и в помине. Разве что раз в году, в конце августа, собираются в городе любители темной магии и устраивают здесь свой праздник - настоящий шабаш. Но об этом чуть позже.

А в канун праздника в Сервере можно запросто найти если не философский камень, то уж настойку на волшебном корне мандрагора совершенно свободно. Здесь любят предсказывать будущее; тем самым бросают вызов судьбе, испытывают материальный мир и заглядывают в другой мир - темный, а значит и в себя тоже. В Сервере собираются профессиональные предсказательницы, и здесь вы можете увидеть и татуировки посвященных в магию, и рядом символ отрицания этой самой магии - крестик.

Язычество и гадание были одним целым еще до появления христианства. Почему же в такой католической стране проходит ежегодный шабаш ведьм, к которому Серверу украшают как к празднику? Одна из причин такой склонности к мистическим традициям проста.

Жаркая Лерида всегда была сельскохозяйственной частью Каталонии, и не из-за отсталости, а благодаря благодатному климату и трудолюбию людей. На плодородных землях всегда были богатые урожаи. Здесь выращивают домашних животных, делают известные в Каталонии великолепные козьи сыры.

Здесь было мало городов, зато много деревень, и сельский образ жизни порождал соответствующее мировоззрение. Католические центры и инквизиция были далеко, а природа во всем ее могуществе - рядом. И суеверия были нормальным явлением, ведь человек зависел от милости природы, от того, что и как росло на полях.

Лерида - настоящая житница Каталонии. Именно здесь расположены, например, лучшие оливковые рощи. Сюда же свезли со всей Испании самые старые из выживших деревьев времен Римской империи. Некоторым более 1700 лет. А самому старому - 2200 лет. Здесь же раскинулся и парк оливковых деревьев вместе с музеем. Традиционное качество масла Лериды привлекало и римлян, и мавров, и тамплиеров. И сегодня из соседних стран иногда скупают его здесь, чтобы продавать потом под своими марками.

Как же не поклоняться виноделам, садоводам, пастухам перед силами природы, не верить в ведьм, которые могут ими управлять. Кстати, именно в Лериде находятся знаменитые виноградники Раймада. Именно здесь делают лучшее вино в Каталонии. В общем, равнинная часть Лериды и по сей день кормит и поит всю Каталонию.

А на севере Лериды, в горах и предгорьях Пиренеев повсюду слышен странный звук - это пасутся холеные коровы с огромными колокольчиками на шеях.

Это совершенно непривычные для туристов Испании места сказочной красоты. Тут надо сказать, что горная Лерида - это нечто особенное. Она как будто собрала все лучшие виды горных областей мира, разве что самых высокогорных, чтобы можно было в одном месте увидеть все самое впечатляющее.

Места эти, откуда берут начало и испанские, и французские реки в древности обрастали легендами. Это сейчас мы можем легко наслаждаться чистотой высокогорных рек и водопадов, скалистыми вершинами, летящими в небо. А в давние времена неведомые силы и труднодоступность гор пугали людей. Этот страх во многом отражался в легендах.

А горы здесь, что называется, на любой вкус: и пологие, покрытые мягким травяным ковром, и небольшими цветами самых немыслимых расцветок, и более суровые, поросшие соснами, и холодные, скалистые. Горы с мощными и даже грозными водопадами, чей рев разносится далеко по ущелью.

У все народов горы вызывали особое отношение. Они пугали неизвестностью и манили в свои лабиринты. Они заставляли чувствовать себя песчинкой перед лицом окружающего мира. В застывших великанах ощущалась некая жизнь. Все это заставляло людей в древности населять горы волшебными существами, видели сверхъестественные качества. А уж легенд об охотниках и оленях, медведях и злых колдунах, простых юношах и девушках, которые окаменели по самым разным причинам просто не счесть. С родниками, реками и водопадами происходило примерно то же самое, только они несли жизнь, то есть воду, но это же водой, разбушевавшейся, иногда жизни и уносили. Стихию обожествляли, а воду родников считали то живой, то мертвой, во всяком случае, волшебной, обладающей особыми свойствами. В горах и темных лесах зарождалось ведовство, то есть мистическое умение колдовскими способами влиять на силы природы, на животных и людей. Именно это приписывалось ведьмам. Считалось, что они уходят подальше от людей жить вот в такие дикие, но невероятно красивые уголки.

А кое-где сказочность горных пейзажей Лериды дополняется ослепительно белыми снежными сугробами, которые почему-то не тают под ярким солнцем. Вообще, надо сказать, что обособленная жизнь Лериды в горных долинах приобретает просто невероятные формы.

Валь-д’Аран (в качестве официального принято название на аранском языке - Val d’Aran, исп. Valle de Arán, кат. Vall d’Aran) - "Долина долин"

Например, один из районов называется Валь-д’Аран, что переводится как "Долина долин". Это три небольших долины в трех ущельях. Причем, в каждом из ущелий было свое малюсенькое правительство, и все вместе они собирались лишь чтобы решить общие вопросы. Самостоятельность этой Долины долин определялась не только грамотой короля Каталонии и Арагона 1265 года, кстати, практически действующей и поныне, но и труднодоступностью этих мест.

Конные прогулки, когда-то едва ли не самые доступные в Валь-д’Аран позволяют перенестись как угодно далеко в прошлое Лериды. И ведь совсем недавно это был самый настоящий затерянный мир, прямо в Европе. Добраться сюда можно было только через высокие перевалы, которые уже осенью заносило снегом, и на полгода Долина долин забывала о существовании внешнего мира.

Здесь же сохранился древний язык - араньяс (aranés), существовавший еще вместе с кельтским и иберийским. Лишь в 1930 году через горы пробили тоннель, и цивилизация стала доступней. А через тоннель по дороге хлынули туристы; особенно много зимой горнолыжников. И даже король Испании, покоренный пейзажами, построил тут себе дом.

Неспешная жизнь крохотных пиренейских городков сохранила все как в заповеднике. Сохранила до наших дней от быта до суеверий. Однако пугающая легенда почти забыта, а туристам и вовсе неведома, и потому теперь никто не чувствует опасность в этих горах.

И, может быть, единственный риск - это риск намокнуть в дикой реке, но только уже на организованном сплаве. Обучая новичков, инструкторы, как и полагается, запугивают их, поддерживая марку таинственных гор Лериды, но с чувством юмора:

"Места, говорят у нас дикие и опасные. В реке много форели, которая сразу же набросится на вас, если вы упадете за борт. Она грызет как пираньи. Так что будьте внимательны во время сплава." И помогает: новички мобилизуются. Я надеюсь, нашим читателям не надо объяснять, что форель совершенно безопасна, а чувство юмора инструкторов лишь добавляет отважным сплавщикам эмоций, а значит, и впечатлений остается больше.

На привале можно расслабиться и радоваться незатейливым шуткам насчет неизвестной рыбы, пойманной вместо опасной форели, совершенно забыв о том в каких необычных и немного странных местах все это сейчас происходит.

Отношение к Лериде в Испании несколько особенное. Все считают это местом таким колдовским. Считается, что здесь живут ведьмы, и что очень много мистики там вокруг. В самом деле, очень много непонятного. Ну, например, в некоторых деревнях вы можете увидеть возле домов и бутыли с водой. Для чего они? Оказывается, они искренне верят в то, что мухи, которые подлетают к дому, видят свое отражение в этой вот бутыли с водой, отражение это кажется очень большим, они пугаются и улетают. Вот этот вот небольшой штрих, он характеризует такой менталитет своеобразный и отношение людей к окружающему их миру. И поэтому не зря, наверное, именно в Лериде существует праздник ведьм.

Высоко на холме возвышается старинный кафедральный собор над главным городом всей области, который также называется Лерида. Собор сильно пострадал от времени и от солдат времен Наполеоновских войн, но все так же величественно парит над старыми кварталами.

Стены его, под стать крепостным, скрывают за собой страсти и парадоксы времен реконкисты, то есть отвоевания Пиренейского полуострова у мавров. 500 лет хозяйничали они тут - больше, чем в других частях Каталонии, столько же, сколько в более южной Валенсии.

Лерида и Валенсия очень похожи. Даже произношение каталонского языка одинаково.

Трудно представить, но когда-то этот собор был переоборудован в армейские казармы. Солдаты основательно испортили убранство, однако кое-где остались следы росписей. Готические храмы не были совсем уж мрачные. И вот на одной из стен сохранилась фреска не совсем обычная для католических храмов. Вполне христианского содержания изображение покоится на основании из мусульманского орнамента.

Традиции восточных волшебных мифов с их джинами и колдунами, - не отсюда ли берут такие не похожие на другие каталонские мистические традиции? О владычестве мавров напоминают гигантские как минареты, иногда уже полуразрушенные, сторожевые башни мусульман. Но что оставили они в культуре Лериды? Кроме общей для Испании гитары, пожалуй, лишь разнообразные турроны - восточные сладости из меда, муки и орехов. Да еще, наверное, неуемную любовь к шоколаду, который здесь производят на старинных маленьких фабриках.

Может быть, корни склонности к суевериям и мистике надо искать в романтизме рыцарского средневековья? В самом деле, ни в одну другую эпоху Европа не знала такого количества историй о колдунах и ведьмах. Однако, в те времена корни скорее могли быть уничтожены, ибо с яростным усердием боролась христианская церковь с дьяволом и его слугами. Но и это Лериду обошло стороной. Здесь все силы церковь бросила на борьбу с маврами, и ей было не до ведьм.

Или же сегодняшняя слава Лериды - это отголоски еще более древних, римских мистерий, и корни надо искать вместе с археологами на раскопках античных поселений? На римских некрополях находят камни с древними знаками. Может быть, основы мистических традиций закладывались еще в те времена, когда иберы писали руническим письмом?

В уютных долинах Лериды - области Каталонии, что на северо-востоке Испании, весна наступает очень рано. Теплое солнце под дуновениями легкого ветерка может быстро затянуться пеленой облаков, и холодный дождь безжалостно польет землю, холмы и овраги с разноцветными глиняными откосами, превращая сухую почву в материал для мастеров.

Мы же, с зеленых полей свернем на дорогу, ведущую в крохотный городок Верду (Verdú) и посмотрим, как в атмосфере сонного спокойствия, столь нехарактерного для нашего стереотипного представления об Испании, но на самом деле столь характерного для Лериды, будет проходить "Праздник глины и огня".

Сегодня городок оживлен и даже слегка возбужден: идет подготовка к ежегодному празднику - "контрифеста", как его здесь называют, - это праздник огня и глины. Публика потихоньку собирается на площади, причем некоторые идут на запах. И еще бы: горячий шоколад, жареные сардинки и жареный хлеб создают неповторимый аромат. Праздник начинается именно с такой кулинарной разминки традиционного контраста. Рядом раскладывают глину, разводят специальные краски, выкладывают какие-то особенные одноразовые печи для обжига.

Как может сочетаться горячий шоколад и жареная сардинка на жареном же хлебе, политом оливковым маслом, представить себе трудно пока не попробуешь. И не напрасно, поверьте, выстаивают горожане в очереди - они знают, что делают и насколько вкусно это неожиданное сочетание в традиционном блюде.

Терракота - вид керамики, обожженная, с рисунками, но без глазури. И праздник посвящен прежде всего терракоте. Ведь именно ее имеют в виду прежде всего, когда говорят о древности гончарного ремесла. Как это часто бывает в Испании, перенасыщенной праздниками, торжества в Верду устраивают только для самих себя. Туристы просто не знают об этом событии, как и еще о нескольких сотнях подобных по всей Испании.

Сама по себе глина - предмет и не веселый, и не грустный. И чтобы праздник проходил с улыбками, центральную площадь в Верду будоражат весь день различные странные существа. У некоторых из них свой способ использования глины. Его они, похоже, и празднуют. А рядом - гигантский псевдокерамический чайник из поролона брызгает водой во всех прохожих. Надо сказать, что костюмы для этого маленького карнавала выполнены с большой фантазией и даже искусством. А костюм "человека из камня" мог быть придуман именно на родине Сальвадора Дали. Да и управляются такие самодеятельные артисты со своими воображаемыми персонажами очень лихо.

И вот, что еще хочется отметить. На празднике иногда царила атмосфера такого доброго хулиганства, и даже тени обид и агрессивности не появлялось. Среди всей этой сказочно-мультипликационной нечисти выделялись своей солидностью два явно почитаемых здесь комика, сошедших с экранов немого кино, и почему-то воплотившихся в традиционных каталонских праздничных гигантах.

Как мы и говорили, весеннее небо капризно, но, закапавший было дождь, не распугал собравшихся, а поливание прохожих водой в это время - просто насмешка над стихией.

Вот, устав, остановились гиганты, внутри которых ко всеобщему удовольствию оказались точно такие же комики, но поменьше и настоящие. После горячего приветствия два приятеля пошли в народ поднимать в людях созревавшее чувство юмора.

Постепенно праздник становится неким калейдоскопом. На одной площади отчаянно дымят реконструированные древние иберийские печи для обжига горшков. Безобидно хулиганят сюрреалистические персонажи. Крутятся гончарные круги. Кто-то поет, кто-то рисует, кто-то смотрит на все это. В общем, город Верду развлекается. В конце концов всеобщая атмосфера добродушного и спокойного веселья способна вовлечь любого. Мое общение с комиками из эпохи немого кино мгновенно переросло в дружбу и полное взаимопонимание.

В этот день на главной площади выстраиваются много очередей: сначала - за небольшой закуской, затем - чтобы посмотреть керамику на прилавках, а потом затем, чтобы оставить и свой след в искусстве. Кто-то готов экспериментировать с глиняными формами, другие же не верят, что и у них может выйти что-то полезное или хотя бы понятное, но больше рассчитывают на то, что в них проснется талант Дали или Пикассо, и поэтому берут уже готовую форму для росписи. Эти люди смиренно ждут своей очереди, чтобы окунуть миску в эмаль и получить кисточку для свободного художественного творчества. Каждый расписывает себе миску как хочет и как может. Произведения останутся самим художникам на память об этом дне, так что работают они только для себя и своих близких.

Неподалеку выстроились в нетерпении уже те, кто готов отправить свой шедевр в огонь на обжиг. А рядом - другая очередь из тех, кто совсем замерз - +15 °C. Подогретый ром - тоже старинная традиция этих праздников.

Самодеятельные произведения горожан почти готовы. Осталось лишь дать им постепенно остыть в опилках и, не разбив, донести их домой.

Конечно, гончарное искусство родилось не в этот день и не в этом городе, а весенний праздник контрифеста в Верду - просто дань огромного уважения всем мастерам керамики, даже этим, которые толком еще не представляют, что у них получилось.

Прошли века. Уже в 3-м тысячелетии, в XXI веке продолжает свое бесконечное вращение гончарный круг. И все так же зачарованно наблюдают за ним люди, и особенно дети - будущее человечества, а значит даже в эпоху новейших технологий будущее есть и у гончарного искусства.

Юрий Сенкевич "Клуб путешественников"









© Испания

Опубликовано: 2016-07-26 (488 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Web site engine code is Copyright by PHP-Nuke
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык