Испания
Любовь можно купить
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Девушка дня
· Архив новостей
· Знакомства
· Книги Музыка Видео
· Испания
· Google Испания
· Погода в Испании
· Новости Испании
· Поиск
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Темы новостей
· Топ
· PDA
· TV Испании
· Энциклопедия
· Радио Испании
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Скульптура в архитектуре Сантьяго Калатравы





Скульптура в архитектуре Сантьяго Калатравы Архитектура родившегося в Испании и практикующего в Париже и Цюрихе Калатравы интересна своей пластичностью. Мне удалось побывать в зданиях мастера во многих странах, и не было случая, чтобы какое-то из его сооружений, независимо от масштаба, оставило равнодушным. Буквально каждая деталь несет в себе живой образ. Колонны напоминают взявшиеся за руки фигуры. Навесы – распростертые крылья. Солнцезащитные жалюзи – кисти рук с перекрещенными пальцами или ресницы гигантского глаза. От козырьков, поручней, перил до кронштейнов и самых мелких креплений – все органически вылеплено в упругие, динамичные скульптурные формы и вплетено в яркие, самобытные конструкции, напоминающие крылья, клювы, ребра, рога…

Между скульптурой и архитектурой вообще существует определенная связь. Архитектуру даже нередко называют мас-штабной или обитаемой скульптурой. Однако Калатрава – и в этом он уникален – именно на скульптурах впервые пробует свои пространственные и пла-стические идеи. Кроме таких известных архитектурных проектов Калатравы, как Олимпийский стадион в Афинах, Центр искусства и науки в Валенсии и аэропорт в Лионе, на выставке представлены минималистские формы из латуни, бронзы, дерева, мрамора, гранита и стали. Они бросают вызов силам гравитации и по-своему продолжают скульптурные поиски Пикассо, Нагучи, Габо и особенно Бранкузи.

Скульптуры мастера можно расценивать как вполне автономное творчество. А вот его архитектурные проекты невозможно представить вне ваяния. Архитекторы нередко занимаются скульптурой, живописью или даже музыкой как чем-то отвлекающим, расслабляющим. К примеру, Ричард Майер собирает черные апокалипсические конструкции из остатков архитектурных макетов, Майкл Грейвз ищет вдохновение в абстрактных пейзажах, а Рафаэль Виньоли при всякой свободной минуте отдается игре на фортепиано. Однако Калатрава создает свои скульптуры совсем по другой причине. В них он видит возможность выразить свои пространственные амбиции вне жестких реалий бюджета, условий местности, функциональности или требований заказчика. Это своеобразные объемные романтические скетчи-мечты, интуитивно предвещающие образы, к которым архитектор стремится в своих реальных проектах.

Калатрава серьезно увлекся моделированием, играя вместе с сыном с частями конструктора. Эти игры подтолкнули его в 1985 году к работе над серией скульптур “Бегущий торс”. Фигуры из этой серии вдохновили архитектора на создание многих проектов.

Недавнее заявление Калатравы, будто его проект ввинчивающегося по спирали в небо чикагского небоскреба высотой две тысячи футов (610 метров) вдохновлен одной из его собственных ранних скульптур, может показаться слишком само-уверенным. Однако выставка в Мет доказывает, что практически все проекты архитектора почти буквально повторяют формы его скульптур, задуманных годами раньше.

У жителей небольшого шведского городка Мальмо может возникнуть вопрос – почему построенная там в этом году жилая башня повторяет форму находящегося в движении тела? Ответ – здесь, на выставке. Калатрава исследовал эту форму в своей скульптуре “Поворачи-вающийся торс”.

Законченный в 2003 году концертный холл в Тенерифе, на Канарских островах, вызвал бурные дебаты по поводу уместности взмывшего над зданием, подобно гребню волны, гигантского козырька. В его необходимости убеждает скульптура “Птица I”, созданная архитектором еще в 1986 году. Ньюйоркцам будет небезынтересно узнать, что планирующаяся недалеко от Бруклинского моста жилая башня с квартирами в виде зависших в воздухе кубов по цене от почти 30 до 60 миллионов долларов – тоже развитие скульптурной композиции – она названа “Взбирающийся торс” и создана в 1990 году.

Подобных примеров в творчестве Калатравы множество. В экспозиции представлены лишь наиболее узнаваемые и эффектные из них. Есть здесь и чисто абстрактные образы, пока не осуществленные в зданиях. Они напоминают экзотиче-ские цветы, фрукты и китайские fortune cookies. Им еще суждено воплотиться в необычный односемейный дом, концертный зал или информационный киоск в городском парке.

Проекты Калатравы не только скульптурны, но и высокотехнологичны. В них присутствует множество кинетически подвижных частей. Настоящим апофеозом такого движения является построенное в 2001 году здание-птица Милуокского музея искусств в Висконсине. У этого необычного здания есть крылья! С ними ассоциируются парящие в воздухе солнцезащитные жалюзи, напоминающие своим движением крылья набирающей высоту птицы. Неужели подобные дорогостоящие трюки оправданы? Конечно же, прямой выгоды они не прино-сят, но по-настоящему радуют глаз.

После изучения живописи, дизайна, архитектуры и урбанизма в родной Валенсии Калатрава продолжил образование в области гражданского строительства в Цюрихе, где в 1979 году даже защитил ученую степень доктора наук в Государст-венном технологическом институте. Редкое сочетание скульптурных, архитектурных и инженерных талантов Калатравы проявилось в его виртуозных способностях придавать экспрессивным сооружениям привлекательную «мускулистость» и грациозность. Способность успешно решать не только композиционные и пространственные, но и инженерные задачи про-явилась и в спроектированных им мостах – в одной только Европе их более пятидесяти! Архитектор не только сумел создать элегантные, узнаваемые формы, но и революционизировал дизайн современного мостостроения. Его мосты настолько эффектны, что недавно архитектор получил заказ на создание четвертого моста через Большой канал в Венеции, где современным архитекторам очень редко оказывается честь что-либо построить.

Может показаться, что строения Калатравы касаются земли лишь в одной точке, а иногда и вовсе зависают между небом и землей. Так автор воплощает чувство полета, независимости, извечное стремление человека к свободе. Этой теме посвящена и одна из последних по времени работ архитектора – проект подземного железнодорожного вокзала, который будет построен в “Граунд зиро”, на месте разрушенного ВТЦ. Все его огромное пространство будет залито естественным светом, который должен проникать сквозь перекрещивающиеся солнцезащитные жалюзи. На открытии выставки в Мет ар-хитектор сказал, что при планировании этого грандиозного комплекса “представлял себе образ маленькой девочки, дер-жащей в руках птицу и загадывающей самое сокровенное желание”.

Творчество Калатравы не вписывается в современную архитектуру, порой довольно однообразную. Его проекты даже раздражают некоторых критиков как напыщенные, барочные, неоправданно экспрессивные. Да, архитектуру Калатравы нельзя назвать концептуальной, критической или контекстуальной. Зато архитектору легко и непринужденно удается соз-давать прекрасные пространства и формы, которые хочется посещать, ощущать и просто лицезреть без конца. А это, в конечном итоге, главное.

Владимир БЕЛОГОЛОВСКИЙ, NRS.com









© Испания

Опубликовано: 2005-12-11 (9109 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык Яндекс.Метрика