Испания
Биржа комментариев и социального продвижения
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Девушка дня
· Архив новостей
· Знакомства
· Книги Музыка Видео
· Испания
· Google Испания
· Погода в Испании
· Новости Испании
· Поиск
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Темы новостей
· Топ
· PDA
· TV Испании
· Энциклопедия
· Радио Испании
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Биржа комментариев и социального продвижения
История культуры Испании






Самые ранние наскальные рисунки в Альтамире и Пуэнто Сесго, относятся к 15-му тысячелетию до н. э. Затем следуют памятники кельтиберийской культуры - медные и бронзовые орудия труда, каменные скульптуры и сооружения эпохи Римской империи.

В условиях захвата маврами полуострова и постоянной Реконкисты строительство светских зданий в VIII-IX вв. было весьма ограниченным. К памятникам этого периода относится церковь Санта Мария де Наранко около Овьедо, перестроенная из дворца короля Рамиро I (848 г.) - однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Представление о ранних культовых сооружених дает церковь VIII в. Сан Хулиано де лос Прадо (также около Овьедо) - трехнефное здание с тремя апсидами (апсида - полукруглая, иногда многоугольная часть здания, имеющая собственное перекрытие), заключенными в общий прямоугольник. Апсиды разделены стенами и не закруглены изнутри, хор имеет прямоугольное завершение.

Для более поздних базилик характерна открытая арочная галерея с южной стороны, в конце IX в. массивная (как в церкви Сан Сальвадор де Вальедедиос около Вальядолида) и позже - более легкая, на тонких колоннах, поддерживающих подковообразные арки (церковь Сан Мигуэль де Эскалада около Леона, освященная в 913 г.). О слабом разви­тии изобразительного искусства можно судить по рельефам на плитах из Нарбонны (столицы короля вестготов Амалариха). Одна из них (очевидно, надгробие) украшена крестом и двумя довольно при­митивными по исполнению человеческими фигурами.

Средневековое искусство Испании сильно отличается от европейского благодаря многовековому арабскому владычеству. Несмотря на политические противоречия испанцев и мавров, вражду христианства и ислама, арабский Восток оставил заметный след в испанской культуре. В церковном зодчестве использовались приемы мавританской архитектуры, христианские храмы часто строились руками мусульман. Испанское средневековое искусство формировалось в борьбе против иноземного владычества, затем в долгом процессе создания единого государства и впитывало традиции и Востока, и Запада. Также в условиях Реконкисты необычайно велика была роль церкви.

В независимых северных областях сохранились грубоватые вестготские постройки астурийского (протороманского, дороманского) стиля. К XI в. в Испании сложилось романское искусство. Вначале строителями католических соборов и монастырей были французские монашеские ордена, обосновавшиеся в Испании. Влияние французских образцов видно в самом известном памятнике романской архитектуры - соборе в Сантьяго-де-Компостела. Внешний вид собора сильно изменен поздними перестройками, но сохранились декоративные мавританские элементы.

Романские постройки Испании отличаются разнообразными архитектурными и декоративными элементами: арками, окнами, колонками. Особенно это относится к фонарным башням, например фонарь старого собора в Саламанке (XII в.). Часто в качестве колоколен использовались минареты, в орнаменты декора вплетались восточные мотивы. Нигде в Европе нет такого богатства и разнообразия в украшении капителей колонн этого периода, однако в архитектуре проявляются и общие для всех южных стран черты, например обширные клуатры (монастырские дворы, окруженные галереями). Образцом может служить клуатр монастыря Санта Мария де Риполь XI в. в Каталонии с двухъярусной галереей. Ко многим романским соборам (церкви XI в. в Сеговии: св. Мильяна, св. Мартина, св. Стефана; в Авиле: южный неф церкви Сан Висенте) сбоку пристраивались длинные крытые галереи, смягчавшие впечатление суровости и замкнутости и защищавшие от солнечных лучей.

В XII в. в Кастилии строится множество замков-крепостей, неоднородных по стилю, с мавританским влиянием либо в характере укреплений, либо в интерьере.

Один из самых интересных и древних замков на полуострове - Алькасар (королевский дворец) в Сеговии, построенный в IX в. и перестроенный в XVI в. Самые древние из сохранившихся городских укреплений (строительство начато в 1090 г.) - в Авиле. Самостоятельных памятников скульптуры этого периода сохранилось довольно мало. В основном, это статуи Богоматери, распятия и гробницы, связанные с архитектурным ансамблем. Лучшие из них: рельефы клуатра церкви Сан Доминго де Силос в Бургосе (конец XI в.), скульптуры апостолов в капелле св. Михаила в соборе Овьедо, статуи западного портала церкви Сан Висенте в Авиле и портал собора Сантьяго-де-Компостела (XII в., мастер Матео). Преодоление косности, черты перехода к образам готики возникли в Испании раньше, чем в Западной Европе.

В Испании, особенно в Каталонии, сохранилось много образцов романской настенной живописи, в основном, XII в. Росписи испанских мастеров выразительны, суровы и отличаются яркостью красок: насыщенных синих, красно-коричневых,черных и белых. Следует упомянуть каноническое изображение Христа Пантократора в куполе апсиды церкви Сан Клементе де Тауль и более свободное изображение нищего калеки Лазаря. В Кастилии это росписи капеллы церкви Сан Исидро в Леоне, ставшей королевской усыпальницей (Пантеон королей).

Широко распространилась в Испании XII в. живопись на дереве - алтарные образы, называемые «фронталес» (прямоугольные доски с изображением Христа или Богоматери в центре и с апостолами, пророками, или эпизодами из жизни какого-либо святого по бокам), которые вы сможете увидеть в музеях Барселоны. Самый древний фронталес - св. Мартин де Монгрони - относится к концу XI в. Некоторые фронталес украшались рельефными фигурами. Можно сказать, что фронталес явились предшественниками ретабло - огромных нарядных заалтарных образов XIV - XVI вв.

В романский период возникло и искусство оформления книги. Во многих музеях страны вы увидите списки, рукописи Х в. «Комментарии к Апокалипсису» пресвитера Беата из Льебаны. В соборе Овьедо хранится «Книга завета» (1126-1129 гг.) с прекрасными иллюстрациями.

В XI-XII вв. зародилась испанская литература, появились произведения испанского эпоса, воспевающие подвиги героев Реконкисты: «Поэма о моем Сиде», «Бернардо дель Карпио», «Семеро инфантов Лары» (эти произведения написаны на еще не вполне сформировавшемся кастильском языке).

В XIII в. развивалась и религиозная поэзия («Песнопения короля Альфонса Мудрого в честь девы Марии»). Самая ранняя историческая хроника в прозе написана королем Альфонсо Мудрым, поэтом, историком, юристом, астрономом и философом.

Когда в середине XIII в. на полуострове осталось последнее мавританской государство - Гранада, напряженность Реконкисты угасла, но формирование испанского государства, основ национальной культуры проходило в обстановке сильной внутренней борьбы.

На смену романскому искусству приходит готика. Самые значительные готические соборы в Кастилии сооружены уже в XIII в., в Каталонии же памятники готики появились в XIV-XV вв., в Андалусии - только во второй половине XV в. В готическом стиле строятся, в основном, монастыри и соборы (хотя и здесь встречаются мавританские способы перекрытия, наборные деревянные потолки, подковообразные арки, кирпичные церкви мусульманских мастеров-мудехаров), строительство замков, общественных и жилых зданий надолго остается связанным с мавританскими традициями.

Испанская готическая архитектура очень разнообразна, но есть и общие черты. Одна из них - свободное нарушение канонов, "добавление капелл и сакристиев (сакристий - особое помещение в католическом храме, где хранятся принадлежности культа). Внутренние стены, в основном, гладкие, с роскошными концентрированными украшениями. Для испанских церквей характерно вынесение хора из восточной апсиды в середину главного нефа и отгораживающая его высокая украшенная стена. Там, где в готическом соборе обычно помещается хор, располагалась главная капелла, закрытая стеной с алтарем и заалтарным образом - ретабло, т.е. как бы церковь в церкви, прекрасно освещенная через окна фонарных башен. Прихожанам оставались скудно освещенные боковые нефы и капеллы.

Собор в Леоне архитектора Энрике с витражными большими окнами напоминает французские соборы, но более строен и гармоничен. Собор в Бургосе, строившийся почти три века на склоне холма, производит неизгладимое впечатление. Собор в Толедо, возводившийся 250 лет, живописно хаотичен снаружи, но внутри гармоничней и строг.

Кастильские замки-крепости в период готики часто строились из кирпича под руководством мавританских архитекторов. Это и замок Ла Мота в Медине дель Кампо, и Ла Кока в Сеговии.

Своеобразна и более строга готическая архитектура Каталонии и Валенсии. Наиболее оригинальны с точки зрения понимания пространства интерьера собор в Барселоне, строительство которого было начато в 1317 г. и закончено лишь в XV в. (архитектор Яков Фабре с Майорки) и собор в Хероне XIV в. В Каталонии и Валенсии много интересных светских городских построек: ратуша 1378 г. и дворец для заседания кортесов XV в. в Барселоне.

Шелковая Биржа в Валенсии. Простотой и гармоничностью форм они напоминают архитектуру торговых городов-республик Средиземноморья.В Андалусии преобладают восточные традиции. Севильский собор, заложенный в XVI в., воздвигнут на месте мечети, минарет которой превращен в колокольню. В светском строительстве в XIV-XVI в. господствует стиль мудехар - соединение готических и ренессансных элементов с мавританскими. Самые известные памятники стиля мудехар - Алькасар короля Педро Жестокого XIV в. и дворец герцогов Алькала (Дом Пилата) конца XIV-начала XV вв. в Севилье.

Тип жилого дома в стиле мудехар распространяется на всю христианскую Испанию и сохраняется довольно долго (в Толедо - до начала ХУЛ в.). Узкие улочки средневековых испанских городов изобилуют невысокими домами с гладкими или скромно украшенными стенами, плоскими крышами, карнизами и внутренними двориками.

Скульптуры, украшающие порталы готических соборов, разнообразны и выразительны. Для поздней готики характерны роскошные мраморные гробницы, резные деревянные скамьи и огромные ретабло, расцвет которых пришелся на первую половину XV в. Наиболее известны скульптурные ретабло Пере Хоана де Вальфогона из алебастра или дерева.

В середине XV в. большое влияние на испанскую живопись оказала нидерландская школа (в 1428- 1429 гг. полуостров посетил Ян ван Эйк). Из художников этого направления наиболее известны валенсийцы Луим Дальмау и Хаиме Басо (Хакомар), а также каталонец Хаиме Уго (алтарь церкви Марии в Таррасе).

Хотя к началу XVI в. Испания стала одной из могущественнейших и богатейших стран мира, искусство испанского Возрождения не достигло таких высот, как в других странах, во многом из-за противоречий между принципами нового искусства и абсолютистским режимом и канонами господствующей католической церкви. Расцвету Высокого Возрождения в других странах соответствует раннеренессансный период в Испании.

В архитектуре XVI в. господствует стиль платереск (ювелирный), ранний платереск называется исабелино (т. е. время царствования Изабеллы). Для платереска характерно украшение фасада выступами различной формы, - например, Дом с раковинами в Саламанке. При сохранении готических элементов появляются более роскошные и тонко выполненные украшения с мавританскими элементами. В конце XV-начале XVI вв. строятся, в основном, небольшие церкви в память исторических событий, королевские и дворянские усыпальницы, к старым готическим соборам пристраиваются капеллы.

К первым произведениям нового стиля относятся интерьер церкви Сан Хуан де лос Рейос в Толедо (1476 г., архитектор Хуан де Гуас. К концу XV в. новый стиль проявляется и во внешнем облике зданий: церковь Сан Пабло и коллегия Сан Грегорио в Вальядолиде, а также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре. В стиле развитого платереска выполнен западный фасад университета в Саламанке, здание университета в Алькала де Энарес.

Самый известный архитектор стиля исабелино - Хиль де Силоэ (ретабло церкви Мирафлорес близ Бургоса). Творчество Фелиппе де Боргонья и Дамиана Формента ближе к стилю зрелого платереска. Постепенно реализм Ренессанаса (Возрождения) вытесняет готические элементы, что заметно в творчестве кастильского живописца Педро Берругете (конец XV в.).

В начале XVI в. испанская культура испытывает влияние Италии. В традициях Высокого Возрождения построен дворец Карла V в Гранаде. Наиболее талантливыми скульпторами этого времени считаются Диего де Силоэ, Бартоломео Ордоньес, Алонсо Берругете.

Вторая половина XV в. - время деспотического царствования Филиппа П и господства инквизиции.

Идея великой монархии воплотилась в огромном архитектурном комплексе монументального стиля - дворце монастыре Эскориал, резиденции Филиппа II - в 80 км от Мадрида.

Живопись этого времени представлена, в основном, школой придворных живописцев и проникнута идеями католицизма. Однако в это время складывается испанская школа портретистов - Алонсо Санчес Коэльо, его ученики и последователи. Мистическое направление в живописи пред­ставляет Луис Моралес из Бадахоса.

Первый великий художник Испании - Доменико Теотокопули, больше известный под именем Эль Греко (поскольку был греком, уроженцем Крита). Раннее творчество Эль Греко связано с искусством венецианских мастеров. В 1576 г. художник переехал в Испанию, ставшую его второй родиной. В творчестве Эль Греко и мистические произведения («Сновидения Филиппа II в Эскориале»), и картины на сюжеты Нового завета, к которым близко и знаменитое «Погребение графа Оргаса» (Толедо, церковь Сан Томе, 1586 г.), и неповторимые портреты. В более поздних произведениях Эль Греко все явственнее мистицизм и чувство обреченности, тема гибели мира и божественного возмездия. Творчество Эль Греко стоит особняком в испанском искусстве и как бы обозначает границу между Возрождением и новым искусством XVII в.

Эпоху Возрождения в испанской литературе называют ее «золотым веком». Это и творчество Мигеля Сервантеса, создавшего бессмертную «энциклопедию» испанской жизни «Дон-Кихот», и поэта и драматурга Лопе де Веги, родоначальника испанской драмы, и Кальдерона, и Тирсо де Молины (мо­наха Габриэля Тельеса), создавшего образ Дон-Жуана в пьесе «Севильский обольститель или Ка­менный гость».

Рождением испанского литературного театра (до этого в Испании существовал античный театр и средневековый религиозный) считают 1492 г. - появление первой пьесы Хуана дель Энсина. А в середине XVI в. испанский театр уже можно на­звать народным: большое место в нем занимали музыка, пение, танцы, существовало много профессиональных трупп. Во второй половине XVI в. появились публичные театры - коррали (на площадях и дворах под открытым небом).

Первая половина XVII в. считается «золотым веком» всей испанской культуры. В архитектуре барокко вытесняет школу Хуана де Эрреры (эрререск), сковывавшую местные традиции. Процесс творческих исканий этого периода отразился в фасаде собора в Гранаде, созданном скульптором и живописцем Алонсо Кано. Скульптура, несмотря на сохранившуюся культовую подчиненность, обогатилась пониманием человеческого образа. Самый яркий представитель северной школы - Грегорио Фернандес («Св. Тереза» - музей Вальядолида, «Скорбящая богоматерь» - церковь св. Креста в Вальядолиде); южной - Хуан Мартинес Монтаньес («Распятие» в севильском соборе, образ св. Бруно в севильском музее).

Реалистичны произведения испанских живописцев первой половины XVII в.: Франсиско Рибальты, Франсиско Эрреры Старшего, ученика Эль Греко - Хуана Баутисты Майано, Хуана Санчеса Котана, произведения которых вы увидите в соборах, монастырях и музеях Испании. Эти художники подготовили почву для появления таких выдающихся живописцев, как драматический Хусепе Рибера и сдержанный суровый Франсиско Сурбаран.

В имеющем мировое значение творчестве Веласкеса нашли отражение и бытовая испанская живопись, и религиозная тематика, и портрет. В 1623 г. Веласкес переехал из Севильи в Мадрид и в том же году был назначен придворным живописцем Филиппа IV. Веласкес создал целую галерею портретов современников и ни разу не покривил душой, не подчинился вкусам знатных заказчиков. Его на­зывали «художником Истины». В мадридском музее Прадо вы увидите знаменитого «Вакха», «Кузницу Вулкана», «Сдачу Бреды», «Мениппа», «Эзопа» и много других знаменитых произведений худож­ника.

Во второй половине XVII в. в царствование последнего Габсбурга - Карла II и до середины XVIII в. в архитектуре преобладает слишком пышное испанское барокко. В скульптуре и живописи наблюдается кризис, выразившийся в излишней декоративности, идеализации, следовании иноземным традициям. Однако реалистические и демократические традиции не умерли. Они нашли выражение в творчестве организатора и первого президента Севильской академии Бартоломео Эстебана Мурильо («Святое семейство», Прадо; «Милостыня Диего де Алькала», Академия Сан Фернандо, Мадрид). Однако окружающая обстановка отразилась и на творчестве этого последнего великого испанского художника XVII в. Застой художественной культуры Испании продолжался почти весь XVIII в.

Некоторый экономический подъем Испании во второй половине XVIII в. и относительная открытость общества послужили стимулом для возрождения национальной культуры и искусства, ставших, однако, лишь фоном для могучего таланта Франсиско Гойи (1746-1828 гг.). Разнообразное творчество художника отразило трагедию и надежды народа, переживашего один из бурных периодов своей истории.

Из последующих художников XIX в. следует упомянуть Леонардо Аленсу («Автопортрет», Мадрид, Музей нового искусства) и Антонио Хисберта, исторические композиции которого также можно увидеть в мадридском Музее нового искусства и во Дворце Кортесов.

Скульптура второй половины XIX в. была академична, как и во всей Западной Европе этого времени. Архитекторы возвращаются к мотивам готики. Возрождения, мавританского зодчества, большое внимание уделяется реставрации памятников средневековья.

В начале XX в. с некоторым запозданием развивается испанский импрессионизм, самым ярким представителем которого был Хоакин Соролья-и-Бастида (1863-1921 гг.). Его картины есть в Музее современного искусства в Мадриде. Мировой известности добился баск Игнасио Сулоаге (1870-1945 гг.), интересно творчество экспрессиониста Хосе Гутьереса Соланы (1886-1945 гг.) и скульптура этого периода. Однако самые известные испанские художники XX в. Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

В XIX-XX вв. Испания дала миру великих композиторов (Фалья, Альбенис, Гранадос), музыкантов (виолончелист, композитор и дирижер Казальс;скрипач и композитор Сарасате).

Всемирно известен архитектор начала XX в. Антонио Гауди, с творчеством которого наиболее полно можно познакомиться в Барселоне.

Гражданская война и последовавшие десятилетия диктатуры оборвали развитие культуры начала века. В 1936 г. был расстрелян поэт Федерико Гарсия Лорка, в изгнании умер нобелевский лауреат в области литературы Хуан Рамон Хименес.

На весь мир известна испанская оперная певица Монсеррат Кабалье.

Здание испанской культуры, воздвигавшееся веками, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем в других странах Европы. Средневековое искусство Испании шло своим путем и вместе с тем сближалось с искусством других стран Европы, обогащалось художественным опытом Франции, Италии, Нидерландов. Для Испании и Португалии, в отличие от других стран Европы, характерно тесное взаимодействие художественных традиций Запада и Востока.









© Испания

Опубликовано: 2006-01-26 (14680 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык Яндекс.Метрика