Испания
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Девушка дня
· Архив новостей
· Знакомства
· Книги Музыка Видео
· Испания
· Google Испания
· Погода в Испании
· Новости Испании
· Поиск
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Темы новостей
· Топ
· PDA
· TV Испании
· Энциклопедия
· Радио Испании
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
World binary options market
Иберийский полуостров: история сефардов. Пять веков спустя





Моше бен-Маймон (Маймонид), крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской еврейской культуры

В Испании, как и во многих других странах Европы, евреи жили издавна. Испанские евреи — сефарды были изгнаны с Иберийского полуострова в конце XV столетия и получили возможность вернуться сюда лишь пятьсот лет спустя.

Мы как-то уже рассказывали в одной из передач, что во время израильско-ливанского кризиса Испания однозначно встала на сторону Ливана. И официальные представители страны даже допустили антисемитские выпады. А годы арабского завоевания Иберийского полуострова представляются практически как идиллия. Но почему? В Испании, как и во многих других странах Европы, евреи жили издавна. Самоназвание испанских евреев – сефарды. Многочисленная диаспора сефардов была изгнана из Испании в конце 15 столетия и получила возможность вернуться сюда лишь 500 лет спустя.

Евреи начали селиться в Испании, которую называли Сефарад, с незапамятных времен: если судить по преданиям Ветхого завета – задолго до Рождества Христова. Рассказывает историк Шай Шемер, президент центра культуры сефардов в Мадриде:

 

Шай Шемер: Есть много письменных свидетельств в отношении первых еврейских поселенцев в Испании.  Известно, что  евреи здесь жили уже во времена царя Соломона. К примеру, считается, что пророк Иона посетил тартесов, древний народ Испании.  Об Испании-Сефараде говорит и пророк Авдий. Существует легенда, что ворота в храм Соломона были покрыты золотом, привезенным с Иберийского полуострова. Так что, евреи селились здесь за тысячу лет до нашей эры. Хотя массовое переселение состоялось лишь в период римского владычества. 

 

Виктор Черецкий: Считается, что это произошло во втором веке нашей эры во времена римского императора Адриана. На протяжении нескольких столетий положение сефардов на полуострове можно было считать вполне удовлетворительным. Но,  начиная с конца шестого века, во времена правления вестготских королей,  это положение изменилось к худшему. Так, в 616 году король  Сисебут издал указ, по которому сефарды должны были креститься.

«Проблемы у евреев с арабами были всегда»

В 711 году начался захват Испании арабами. Их эмиры не требовали поначалу от сефардов отказа от своей веры: они должны были лишь платить, как и христиане,  двойные налоги. Вместе с тем, относительная терпимость со стороны мусульман довольно быстро  сменилась репрессиями. Рассказывает Шай Шемер:

 

Шай Шемер: Проблемы у евреев с арабами были всегда. Но поначалу завоевателей привлекали знания в разных областях, которыми владели сефарды. И они их использовали в своем государстве. Правда, очень скоро начались преследования: евреи были вынуждены переселяться на север, в районы, отвоеванные у арабов испанцами в процессе реконкисты. Христианские короли были в то время более толерантными к сефардам. 

 

Виктор Черецкий: Некоторые нынешние испанские политики  и историки, явно в  целях наведения «мостов дружбы» с арабскими соседями, постоянно восхваляют атмосферу, которая якобы существовала в Средние века на захваченной арабами  испанской территории. Говорится даже о гармонии трех культур – арабской, христианской и иудейской, которые будто бы процветали в стране при арабах. Историк Сесар Видаль считает, что  гармония культур – это лишь миф. Его книга повествует о незавидной жизни евреев под гнетом так называемого Кордовского халифата.


Сесар Видаль: Общество, созданное халифами в Испании, было крайне несправедливым. Иудеи, платившие непомерные налоги лишь для того, чтобы сохранить себе жизнь, не всегда могли достичь этой цели. Так, девятый век характеризовался постоянной резней в Кордове. На убийствах иудеев отводили душу соперничавшие между собой придворные арабские  кланы. Так что,  жизнь иноверцев всегда весела на волоске и зависела лишь от настроения того или иного  халифа или иных правителей.

 

Виктор Черецкий: Между тем,  ещё в ХI веке испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие  права. Именно поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселилась в христианскую, то есть в уже отвоеванную у арабов, часть страны. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло в то время большинство.

Шай Шемер: Евреи переселялись туда, где к ним проявляли большую терпимость. Они занимались различными ремеслами, архитектурой, торговлей, финансами, науками - особенно медициной и философией - и искусством. Среди сефардов были не только прекрасные ремесленники, к примеру, ювелиры, но и выдающиеся ученые. Надо сказать, что по части каких-либо знаний испанцы в те времена были слабоваты. Ведь они на протяжении нескольких столетий жили лишь войнами. Поэтому знающие, образованные  люди ими ценились. 

Мудрый Альфонсо Х 

Виктор Черецкий:   В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия - с оригинала, а не с греческого, Талмуд и Каббала. Король Альфонсо  издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.

Из сефардских общин Испании вышло большое число выдающихся личностей, получивших мировую известность.


Шай Шемер: Поэт и философ Соломон ибн Габироль, поэт-мыслитель  Иегуда Галеви из Туделы,  переводчик, философ, поэт и врач Иегуда ибн Тибон из Гранады и, наконец,  Мойсей Маймонид из Кордовы, философские труды которого повлияли на ученых разных стран и народов последующих эпох.  Это самые громкие имена. Среди поэтов особо выделялся Давид Абарбанель – один из лучших в Испании того времени.

 

Виктор Черецкий: В Средние века практически во всех испанских городах были так называемые «худерии», кварталы, где жили евреи. Многие «худерии» сохранились до сих пор в неизменном виде, хотя евреи здесь давно не живут.

 

Шай Шемер: Толедо был важнейшим центром культуры сефардов. И разумеется Кордова. Крупные худерии стали появляться со временем и на севере Испании -  в провинции Арагон, в Барселоне, в Кастилии, в Астурии. Но главным центром сефардов столетиями продолжал оставаться Толедо. Именно сюда переселялись с юга, из Кордовы, многие видные представители еврейской диаспоры.  Ну а уже из Толедо многие двигались дальше на север.

Реконкиста 

Виктор Черецкий: В конце ХV столетия произошло знаменательное событие в истории Испании. Реконкиста - отвоевание испанской территории у арабов, длившаяся более семисот лет, завершилась в 1492 году победой испанцев. Католическая церковь настаивали теперь на том, что в едином королевстве должны жить представители лишь одной веры – католической. Правящий в то время страной король Фернандо и королева Исабель предоставили сефардам и мусульманам право выбора – либо креститься, либо покинуть страну.

В Испании в то время проживало приблизительно семь миллионов человек. Количество сефардов колебалось от шестисот до восьмисот тысяч. Примерно треть из них крестилась, а две трети покинули страну. 

 

Шай Шемер: Считается, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испании. 

 

  Виктор Черецкий: Во время изгнания из Испании евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. В зависимости от места проживания в Испании сефарды отправлялись в разные регионы мира. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы – в нынешнюю Грецию, страны бывшей Югославию и Болгарию; андалузские евреи – в Северную Африку и Турцию. В столице Боснии Сараево стоит памятник евреям-сефардам, добровольцам, погибшим в Гражданской войне в Испании.  Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость. И хотя первая книга на испано-еврейском языке –ладино - была издана в Риме в начале XV века, римские власти выпуск подобной литературы контролировали. В Османской империи же, начиная с конца XV века, испано-еврейские книги издавались свободно.  

Но многие беженцы в другие страны терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем, а детей младше 13 лет оставить и крестить.

Судьба сефардов после изгнания 

Шай Шемер: После изгнания сефардов из Испании было немало стран, где их хорошо приняли. Причина все та же – земли они не просили и одновременно владели многими ремеслами и науками, а также были специалистами в области торговли и финансов. В той же Османской империи для них начался  длительный период довольно спокойного существования. 

 

Виктор Черецкий: Ну а как сложилась судьба сефардов, высланных из Португалии? Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно  услышать легенды из Ветхого завета. Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония.

Что касается сегодняшней еврейской диаспоры в Испании, то она вновь сформировалась  к 1916 году. Ее основателем был Ицхак Баер. В начале прошлого столетия в Испанию переехали многие евреи из Центральной и Восточной Европы. Они обосновались на севере -  в Стране басков. Занимались, в основном, коммерцией, торговлей тканями и бумагой. Гражданская война конца тридцатых годов затормозила процесс возвращения евреев в Испанию. И только в 1964 году жизнь диаспоры несколько оживилась. Еврейский активист Макс Масин встретился с диктатором Франко и тот позволил создать еврейские ассоциации в Мадриде, Барселоне, Сеуте и Мелильи. Затем появились ассоциации в Малаге и Севильи. Ну а в 1982 году  была создана федерации еврейских обществ Испании.

Шай Шемер: С точки зрения профессиональной  представителей еврейской диаспоры трудно делать какие-то обобщения. Круг занятий весьма широк. Считается, что здесь примерно 100 тысяч евреев. Однако далеко не все из них открыто признают свою религию, посещают синагогу или светские еврейские организации. Зарегистрировано в стране всего порядка 15 тысяч евреев.

Новейшие пополнения диаспоры 

Виктор Черецкий: В последнее время диаспора пополняется за счет выходцев из Аргентины и некоторых других стран Латинской Америки. Но это, в основном,  не сефарды, а ашкенази, предки которых были выходцами в основном из царской России – бежали сюда от погромов начала 20 столетия. 

Чисто сефардские общины находятся  в испанских городах-анклавах  Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Здесь проживает до 3 тысяч евреев. В Мелильи действует 10 синагог.  С 82-го года существует  закон, позволяющий евреям  получать испанское гражданство после двух лет проживания в Испании.

По мнению наблюдателей, открыто признать свою религиозную принадлежность многие евреи опасаются из-за антисемитизма, бытующего в испанском обществе.

Профессор и литературный критик Луис де-ла-Пенья, автор книги об антисемитизме в Испании: 

Луис де-ла-Пенья: В Испании антисемитизм – явление распространенное. Это объясняется рядом исторических обстоятельств, в частности, антисемитской пропагандой, которая ведется у нас на протяжении столетий.  Антисемитизм базируется на низком культурном уровне народа, на обобщениях типа: все евреи плохие, а также на незнании истинного положения дел  на Ближнем Востоке, где на Израиль сваливаются  все беды, и на излюбленной в Испании «теории заговора», по которой все зло в мире творят заговорщики евреи. 

Виктор Черецкий: Антисемитизм в Испании присутствует и на уровне обывателя, и на уровне властей. Так, в ходе последнего ливано-израильского конфликта, спровоцированного проиранской террористической группировкой «Хезболлах», Испания не только целиком и полностью встала на сторону Ливана, но и обвинила Израиль в умышленном убийстве ливанских детей, что вызвало  протесты и местной еврейской общественности, и посольства Израиля.

svobodanews.ru, 15.11.06









© Испания

Опубликовано: 2006-12-01 (9871 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык Яндекс.Метрика