Испания
EU Love Dating Service
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Девушка дня
· Архив новостей
· Знакомства
· Книги Музыка Видео
· Испания
· Google Испания
· Погода в Испании
· Новости Испании
· Поиск
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Темы новостей
· Топ
· PDA
· TV Испании
· Энциклопедия
· Радио Испании
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
World binary options market
Литература Испании





Католический Cвятой Исидор Севильский (Isidore of Seville), епископ Севильский (560-636), получил известность не только благодаря своему благочестию, но и любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов.

Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета.

Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология». Это была по существу первая в мире энциклопедия. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи. Католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть — это огромная сокровищница человеческого знания.

4 апреля - День святого Исидора (покровителя Интернета).

Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс – самый известный жанр испанской народной поэзии.

У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео (ок. 1180 – ок. 1246), автор религиозных и дидактических сочинений, а основоположником испанской прозы принято считать короля Кастилии и Леона Альфонса Х Мудрого (годы правления 1252–1284), оставившего ряд исторических хроник и трактатов. В жанре художественной прозы его начинания продолжил инфант Хуан Мануэль (1282–1348), автор сборника новелл Граф Луканор (1328–1335). Крупнейшим поэтом начального периода кастильской литературы был Хуан Руис (1283 – ок. 1350), создавший Книгу благой любви (1343). Вершиной средневековой испанской поэзии стало творчество проникновенного лирика Хорхе Манрике (ок. 1440–1479).

Эпоха Раннего Возрождения (начало 16 в.) отмечена итальянским влиянием, проводником которого стал Гарсиласо де ла Вега (1503–1536), и расцветом испанского рыцарского романа. «Золотым веком» испанской литературы принято считать период с середины 16 по конец 17 в., когда творили Лопе де Руэда (между 1500–1510 – ок. 1565), Лопе де Вега (1562–1635), Педро Кальдерон (1600–1681), Тирсо де Молина (1571–1648), Хуан Руис де Аларкон (1581–1639), Франсиско Кеведо (1580–1645), Луис Гонгора (1561–1627) и, наконец, Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616), автор бессмертного Дон Кихота (1605–1615).

На протяжении 18 и большей части 19 в. испанская литература находилась в глубоком упадке и занималась преимущественно подражанием французским, английским и немецким литературным образцам. Романтизм в Испании представляют три крупные фигуры: эссеист Марьяно Хосе де Ларра (1809–1837), поэт Густаво Адольфо Бекер (1836–1870) и прозаик Бенито Перес Гальдос (1843–1920), автор многочисленных исторических романов. Ведущие позиции в литературе 19 в. занимает т.н. костумбризм – изображение быта и нравов с упором на местный колорит. Натуралистические и реалистические тенденции проявились в творчестве романистов Эмилии Пардо Басан (1852–1921) и Висенте Бласко Ибаньеса (1867–1928).

Испанская литература пережила очередной подъем в первой половине 20 в. (т.н. «второй золотой век»). Возрождение национальной литературы начинают писатели «поколения 1898 года», к которым относятся Мигель де Унамуно (1864–1936), Рамон дель Валье Инклан (1869–1936), Пио Бароха (1872–1956), Асорин (1874–1967); лауреат Нобелевской премии (1922) драматург Хасинто Бенавенте (1866–1954); поэты Антонио Мачадо (1875–1939) и лауреат Нобелевской премии по литературе за 1956 Хуан Рамон Хименес (1881–1958). Вслед за ними в литературу вступила блестящая плеяда поэтов т.н. «поколения 1927 года»: Педро Салинас (1892–1951), Хорхе Гильен (р. 1893), Висенте Алейксандре (1898–1984), получивший Нобелевскую премию в 1977, Рафаэль Альберти (р. 1902), Мигель Эрнандес (1910–1942) и Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936).

Приход к власти франкистов трагически оборвал развитие испанской литературы. Постепенное возрождение национальной литературной традиции начинают в 1950–1960-е годы Камило Хосе Села (1916), лауреат Нобелевской премии за 1989, автор романов Семья Паскуаля Дуарте (1942), Улей (1943) и др.; Анна Мария Матуте (1926), Хуан Гойтисоло (1928), Луис Гойтисоло (1935), Мигель Делибес (1920), драматурги Альфонсо Састре (1926) и Антонио Буэро Вальехо (1916), поэт Блас де Отеро (1916–1979) и др. После смерти Франко наблюдается значительное оживление литературной жизни: на литературную арену вышли новые прозаики (Хорхе Семпрун, Карлос Рохас, Хуан Марсе, Эдуардо Мендоса) и поэты (Антонио Колинас, Франсиско Бринес, Карлос Саагун, Хулио Ламасарес).

Литература в Испании развивается на испанском, или "кастильском", языке (испанская) и на языках национальных меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португальского языка (галисийская).

Испанская литература

Литература Испании формировалась в средние века на основе народного творчества, а также под воздействием античной и арабской культуры (об арабской литературе на территории Испании см. в статье "Арабская культура"; посредниками между двумя культурами нередко выступали еврейские писатели). В период Реконкисты развивались народная лирика (отдельные её образцы созданы в жанрах, свойственных испано-арабской поэзии, - мувашшаха и др.) и героический эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати ("Песнь о моём Сиде", создана около 1140, поэмы о Фернане Гонсалесе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в средневековой литературе И. занимала клерикально-рыцарская литература. Родоначальником "учёной" литературы на испанском языке был поэт Г. де Берсео (конец XII в. - после 1246), автор сборника "Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактические романы "Книга об Аполонии" (XIII в.), "Книга об Александре" (XIII в.), "Рыцарь Сифар" (около 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под руководством Альфонса Х (1221-1284) "Первая всеобщая хроника" и другие труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произведений "учёной" литературы XIV в.: сборника новелл-притч "Граф Луканор" (1328-1335) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной "Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - около 1350) и "Поэмы о придворной жизни" (1385-1403) П. Лопеса де Аялы (1332-1407).

В XV в. особое распространение получили народные романсы и сатирическая поэзия. Влияние народной поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна, 1398-1458), вместе с Х. де Меной (1411-1456) и другими обратившегося впервые к опыту итальянской ренессансной поэзии. В "Строфах на смерть отца" (1476) поэта Х. Манрике (1440-1479) мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (около 1377 - около 1460), А. Мартинес де Толедо (около 1398 - около 1470), Х. Родригес дель Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я половина XV в.).

В конце XV - начале XVI вв. испанская литература вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произведение раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (около 1465-1541) "Трагикомедия о Калисто и Мелибее", известная под названием "Селестина". В поэзии (Х. Боска Альмогавер, около 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-1536, и др.) утверждается "итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (испанская версия "Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпической поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-1594), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии - "севильской" (Ф. де Эррера, 1534-1597), "саламанкской" (Л. де Леон, 1527-1591) школами.

В XVI в. развивается поэзия "мистиков" (Х. де ла Крус, 1542-1591; Тереса де Хесус, 1515-1582). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман "Диана", кн. 1-7, 1558-1559, Х. де Монтемайора, около 1520-1561), "мавританские" повести, посвященные "неверным", сатирические плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европейского реализма (анонимная повесть "Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман "Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче", 1599-1604, М. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - около 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578-1645) и др.

Идейной и художественной вершиной литературы Возрождения в И. было творчество М. де Сервантеса (1547-1616); его роман "Дон Кихот" (1605-1615) оказал огромное воздействие на европейскую культуру.

В XVI в. складывается ренессансная драма (Лопе де Руэда, 1505-1565; Х. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо ("Фуэнте Овехуна", около 1613, и др.), к школе которого принадлежало большинство драматургов эпохи. Х. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581-1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или около 1583-1648) создал религиозно-философские драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).

Как реакция на ренессансный гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в XVII в. литература барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептизмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-1681), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое философское осмысление жизни. Во 2-й половине XVII в. в литературе Испании торжествуют идеи феодально-католической реакции.

В просветительской литературе XVII в. развиваются классицистское и реалистическое направления. Идеи французского классицизма стремились утвердить в своих теоретических трудах И. де Лусан (1704-1754) и его последователи; просветительскую эстетику пропагандировал Б. Х. Фейхоо (1676-1764). Классицистские трагедии создали Н. Фернандес де Моратин (1737-1780), Х. Кадальсо-и-Васкес (1741-1782), Н. Альварес де Сьенфуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-1787); в поэзии получил развитие жанр басни (Т. де Ириарте, 1750-1791; Ф. М. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями национальной драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы буржуазно-демократической просветительской драмы ("Святоша", "Что означает "да" девушек" и др.). По пути просветительского реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильярроэль (1693-1770), Х. Ф. де Исла (1703-1781), автор антиклерикального романа "Херундио де Кампасас" (1758-1768), Х. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета "Марокканские письма" (опубликовано 1789), крупнейший испанский просветитель Г. М. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы "Благородный преступник" (1774). Драматургия Р. Ф. де ла Круса (1731-94) развивает в малых жанрах демократические традиции испанской народной драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно Х. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предромантические мотивы.

В начале XIX в. в условиях Испанской революции 1808-1814 гг. господствующим направлением в литературе стал революционно-патриотический классицизм: поэты М. Х. Кинтана (1772-1857), Х. Н. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мартинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.

Становление и развитие испанского романтизма связано с революционным движением против реакционного абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ривас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых романтических драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революционный поэт-романтик Х. де Эспронседа (1808-1842) обличал буржуазную цивилизацию. Антифеодальные и антиклерикальные идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-1884), Х. Э. Артсенбуча (1806-1880), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы исторических романов М. Х. де Ларра (1809-1837), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-1846) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значительный представитель романтической литературы на этом этапе поэт и драматург Х. Соррилья-и-Мораль (1817-1893) в пьесе "Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане. Во 2-й половине XIX в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Беккер (1836-1870).

С романтическим движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) литература, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), Р. де Месонеро Романоса (1803-1882), комедиями М. Бретона де лос Эррероса (1796-1873) и др. Реалистические тенденции, присущие костумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирической публицистике М. Х. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. XIX в. и в социальном романе Х. Гомеса де Авельянеды (1814-1873), В. Айгуальса де Иско ,1801-1873) и др.

Реалистическое направление в литературе Испании укрепилось в середине XIX в.; получили развитие так называемый областнический роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (настоящее имя - С. Бёль де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-1889), автора многочисленных сборников рассказов. Идеализация патриархальных черт народной жизни характерна и для романов Х. М. де Переды (1833-1906), в которых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-1891) создаёт реалистические новеллы о героике антинаполеоновской борьбы и полную народного юмора повесть "Треугольная шляпа" (1874). Х. Валера (1824-1905) в своих романах "Пепита Хименес" (1874), "Донья Лус" (1879) и других положил начало реалистическому психологическому роману. Крупнейший представитель критического реализма в литературе И. - Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии исторических романов "Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику современного ему общества. В драматургии реалистические тенденции обнаруживаются в пьесах М. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и Х. Эчегарая (1832-1916).

С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком которого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и некоторые произведения Кларина (настоящее имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман "Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Руэда (1857-1933).

В конце XIX в. в среде испанской интеллигенции возникло идейно-культурное течение "Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис испанского общества и культуры. Предшественником "Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-1898), а его духовным вождём - М. де Унамуно (1864-1936), через все произведения которого проходит трагическое восприятие действительности, индивидуалистический бунт против неё. Р. М. дель Валье Инклан (1869-1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает буржуазно-помещичью Испанию. Критическая оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Неси (1872-1956), Асорина (настоящее имя - Х. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах Х. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты "Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939) и Х. Р. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867-1928) следовал в основном традициям критического реализма XIX в.

После 1-й мировой войны 1914-1918 в Испании приобрели популярность "левые течения" - "ультраизм", сюрреализм и др. Так называемую чистую поэзию представляли П. Салинас (1891 или 1892-1951), Х. Гильен (р. 1893), а также В. Алейксандре (р. 1898), Л. Фелипе (1884-1968). В начале 20-х гг. в литературу вступил великий испанский народный поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (1898-1936).

После падения монархии (1931 г.) и в годы Национально-революционной войны 1936-1939 гг. отмечается подъем социального романа и поэзии. Известность приобрели романы Р. Х. Сендера (р. 1901), С. М. Арконады (1898-1964), Х. Ардериуса (р. 1890), М. Д. Бенавидеса (1895-1947) и др. В поэзии ведущее место заняли Р. Альберти (р. 1902) и М. Эрнандес (1910-1942), появились сборники стихов Э. Прадоса (1899-1962), Х. Эрреры Петере (р. 1909) и др. В драматургии Ф. Гарсиа Лорка, Р. Альберти, М. Эрнандес, А. Касона (настоящее имя А. Родригес Альварес, 1903-1965) и др. стремились создать театр социального действия.

После поражения Республики (1939 г.) испанская литература переживает кризис. Многие литераторы эмигрировали. Писатели, поддержавшие франкистский режим, утверждали идеи "hispanidad" (мистическое единение испанской нации). Большое влияние на литературу оказала философия экзистенциализма, ставшая для некоторых писателей формой протеста против официальной идеологии. Так для "тремендистского" (от исп. tremendo - ужасный) романа характерны мотивы отчаяния, безысходности: "Ничто" (1944) К. Лафорет (р. 1921), ранние романы К. Х. Селы (р. 1916).

С начала 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает всё более широкие слои писателей. В поэзии на смену так называемому гарсиласизму (от имени испанского поэта Гарсиласо де ла Вега), проповедовавшему самоизоляцию искусства от жизни, и религиозной поэзии приходит социальная поэзия, начало которой положил сборник "Дети гнева" (1944) Д. Алонсо (р. 1898), стихи Э. де Норы (р. 1923); наиболее яркие образцы социальной поэзии - "Иберийские песни" (1955) Г. Селайи (р. 1911), "Жестокая красота" (1958) А. Фигеры (р. 1902), "Прошу мира и слова" (1955) и "Речь идёт об Испании" (1964) Б. де Отеро (р. 1916), сборники стихов Х. А. Гойтисоло (р. 1928), К. Альвареса (р. 1933) и др.

В прозе традиции критического реализма XIX в. развивают Х. А. Сунсунеги (р. 1901), Села; многие молодые прозаики объединились под лозунгами "бегства в действительность" и "объективного свидетельствования". Х. Гойтисоло (р. 1931), автор романов "Печаль в раю" (1955), "Остров" (1961), "Особые приметы" (1967) и др., А. М. Матуте (р. 1926), выпустившая роман "Мёртвые сыновья" (1958) и трилогию "Торгаши" (1960-69), А. Лопес Салинас (р. 1925), Х. Лопес Пачеко (р. 1930), М. Делибес (р. 1920), Л. Гойтисоло-Гай (р. 1935) и др. сочувственно изображают жизнь народа; Х. Фернандес де ла Регера (р. 1912) один из первых дал правдивое описание Национально-революционной войны; критическую картину жизни правящих классов нарисовали в своих романах Х. Гарсиа Ортелано (р. 1928), Д. Медио (р. 1920) и др. На рубеже 1960-х гг. "объективный роман" переживает кризис; в творчестве некоторых писателей социальная направленность сочетается с тенденцией к углублённому психологизму (роман Л. М. Сантоса "Время молчания", 1962, романы А. М. Матуте, Х. Гойтисоло и др.).

Литературоведение

Возникновение литературоведения в И. связано с романтическим движением. Его представители И. Бёль де Фабер, А. Дуран (1793-1862), Б. Х. Гальярдо (1776-1852) и др. опубликовали тексты и обзоры классической испанской литературы. В русле романтической школы формировался М. Мила-и-Фонтанальс (1818-1884), исследователь средневековой литературы Испании и Каталонии; М. Менендес-и-Пелайо (1856-1912) положил начало господству в литературоведении Испании культурно-исторической школы. Крупнейший её представитель Р. Менендес Пидаль (1869-1968) в своих трудах преимущественное внимание уделял народному творчеству и демократическим традициям классической испанской литературы. По этому же пути шли А. Бонилья-и-Сан-Мартин (1875-1926), Ф. Родригес Марин (1855-1943) и А. Кастро (р. 1885). В современном литературоведении И. выявились две основные тенденции: направление, опирающееся на различные реакционные философские и эстетические концепции (Х. Касальдуэро, Э. Хименес Кабасеро и др.) и эклектическое "академическое" направление (Х. Фернандес Монтесинос, Г. Диас Плаха, М. Л. Астрана и др.). К последнему примыкает и так называемая стилистическая школа (Д. Алонсо, К. Боусоньо, А. Алонсо и др.). В трудах учёных "академической" и "стилистической" школ нередко содержится большое число новых фактов и ценных частных наблюдений.

Литература:

Культура Испании. Сб., М., 1940; Менендес Пидаль Р., Избр. произв., пер. с исп., М., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Современный испанский роман, М., 1971; Тертерян И., Современный испанский роман, М., 1972; Певзнер А. И., Испанская литература. [Библиографический указатель], М., 1937; Díaz Plaja G., Antología mayor de la literatura espanola, t. 1-5, Barcelona, 1958; Historia general de las literaturas hispánicas, publ. bajo la dir. de G. Díaz Plaja, t. 1-6, Barcelona, [1949-68]; Hurtado Jiménez de la, Serna J. у González Palencia A., Historia de la literatura espanola, 6 ed., Madrid, 1949; Simón Díaz J., Bibliografía de la literatura hispánica, t. 1-7, Madrid, 1950-1967; его же, Manual de bibliografia de la literatura espanola, 2 ed., Barcelona, [1966]; Valbuena Prat A., Historia de la literatura espanola, 8 ed., t. 1-5, Barcelona, 1968-69.
З. И. Плавскин (литература Возрождения и барокко, 20 в., литературоведение, библиография), А. Л. Штейн (средневековая литература, литература 18-19 вв.).

Баскская литература

Баскская литература, литература народа басков на баскском языке

Сохранились фрагменты народных эпических поэм и народных песен в поздних записях 16-17 и 19 вв. Влияние народной поэзии ощущается в сборнике религиозных и любовных стихов "Начала баскского языка" (1545) священника Б. Дечепаре. В 1571 Х. Лисаррага (умер около 1600) перевёл на баскский язык "Новый завет". Писатели 17 в. - прозаик П. де Ашулар, поэты Х. Этчеберри и Б. Гастелусар писали преимущественно на религиозные темы. Светский автор А. Ойенарт (1592-1667) в 1657 опубликовал сборник баскских пословиц и стихи в духе "учёной" поэзии. В 18 в. просветительские идеи нашли отражение в сборнике народных песен "Песенное творчество Гипускоа" священника М. де Ларраменди (1690-1766), а позднее - в деятельности членов Баскского общества друзей родины, основанного графом Пеньяфлоридой в 1764: автора "Философских рассуждений" (опубликовано 1883) П. П. де Астарлоа (1752-1806), создателя первого баскского романа из жизни деревни "Перу Абарка" (изд. 1881) Х. А. Могель-и-Уркисы (1745-1804). С просветительской литературой связана и деятельность поэта и фольклориста Х. И. Истуэты (1767-1845), автора сборника басен (1824) А. П. Истурриаги (1778-1851), поэта-сатирика С. Моно (1751-1821) и автора элегических и сатирических стихов П. Топета (1786-1862).

С середины 19 в. развивается романтическое направление: поэты Х. М. Ипаррагирре (1820-81), чьё стихотворение "Дуб Герники" (1851) стало гимном басков, Х. М. Ирибаррен (1810-66), баснописцы Э. М. де Аскуэ (1813-73) и Х. Б. Элисамбуру (1828-91), сатирики И. Бискаррондо (1831-76). В романтической прозе известны А. Чао, Х. В. Аракистайн и др. С 1880-х гг. в Б. л. начинается новый подъём; появляются газеты, журналы, книги. Реалистические тенденции характерны для поэта С. де Арапа Гойри (1865-1903), драматургов М. Сороа, Т. Альсаги, Х. А.Барриолы, романиста Д. Агирре и др. В 20 в. особенно известны народные поэты Э. де Уркиага (1909-37) и Х. М. Агирре (1896-1933). После поражения Республики в 1939 многие писатели-баски эмигрировали; франкизм препятствует развитию национальной литературы басков. Можно отметить лишь патриотическую поэму "Баск" (1950) Н. де Ормаэчеа (р. 1888), реалистические романы Х. А. Ирасусты, Х. Эчайде.

Лит.: Historía general de las literaturas hispánicas, publ.bajo la dir. de G. Díaz Plaja, t. 5, Barcelona, 1958; Lafitte P., Le basque et la littérature ďexpression basque en Labourd, Basse-Navarre et Soule, Bayonne, 1941; Enciclopedia general ilustrada del país Vasco, v. 1-2, San Sebastián, [1970].
З. И. Плавскин, В. К. Ясный.

Галисийская литература

Галисийская литература, литература галисийского национального меньшинства, живущего на С.-З. Пиренейского полуострова, развивается на галисийском диалекте португальского языка. Уже в 8-11 вв. существовала богатая народная поэзия, частично представленная в сборниках 15 в. "Кансьонейруш" ("Cancioneiros" - "Песенники"), где появились и стихи поэтов Б. де Бонавала (13 в.), Ж. Айраша(середина 13 в.), П. Гомиша Шарину (13 в.), легендарного трубадура Масиаса (14 или 15 вв.). С конца 15 до начала 19 вв. галисийская литература бытует преимущественно в устной традиции. В печати появились лишь немногие произведения просветителей М. Сармьенто (1695-1772), М. Фрейре Кастрильона (1751 - умер после 1820), М. Пардо де Андраде (1762-1832).

Развитию письменной галисийской литературы способствовали поэты-романтики Ф. Аньон-и-Пас (1812-78), Х. М. Пинтос (1811-76), братья Антонио (1822-92) и Франсиско (1827-97) де ла Иглесиа. Крупнейшие представители Г. л. 19 в. - поэтесса Р. Кастро (1837-85), поэты М. Куррос Энрнкес (1851-1908), Э. Пондаль (1835-1917). Реалистические и сатирические стихи писали В. Ламас Карвахаль (1849-1906), Б. Лосада (1846-91). В 1880 М. Вальядарес (1821-1903) создал первый роман "Мажина, или Побочная дочь". Позднее появились исторические романы М. Амора Мейлана (1867-1933), А. Лопеса Феррейро (1837-1910), нравоописательные очерки и рассказы Э. Карре Альдао (1859-1932), А. Васкеса Табоады, бытовые романы А. Рибальты (1864-1907) и др. В драматургии приобрели известность Г. Салинас (1852-г. смерти неизвестен), Э. Альварес Хименес (умер 1911), М. Лугрис Фрейре (1863-1935).

Нравоописательная проза господствует и в 20 в. в произведениях Х. Лесты Мейсы (около 1890-1930), В. Мартинеса Риско (р. 1874) и др. Сборники рассказов социальной направленности создал А. Родригес Кастелао (1886-1950). Жизни народа посвятили свои стихи В. Тайбо Гарсиа (р. 1885), Л. Амадо Карбальо (1901-27). В русле декаданса писали поэты Ф. Дельгадо (р. 1908), Х. Видаль, А. Иглесиас Аль-вариньо (р. 1909).

После победы в 1939 франкизма многие крупные писатели (А. Родригес Кастелао, Л. Сеоане, Л. Варела, Э. Пита и др.) эмигрировали; галисийская литература фактически оказалась под запретом. Только в 1950 возобновляется издание книг на галисийском диалекте. Поэты М. Кунья Новас (р. 1926), Т. Баррос (р. 1924), Э. Ново (р. 1930) и др. ограничиваются интимной лирикой. К гражданской и патриотической теме обращаются поэты С. Э. Феррейро (р. 1914), автор сборника "Долгая каменная ночь" (1962), У. Новонейра (р. 1930), М. Мария, романист К. Касарес (р. 1941) и др.

Лит.: Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Antología de la poesía gallega contemporánea, Madrid, 1959; Varela Jácome B., Historia de la literatura gallega, Santiago de Compostela, 1951; Carballo Calero R., Historia da literatura galega contemporánea, t. 1, Vigo, [1963].
З. И. Плавскин.

Каталанская литература

Каталанская литература, литература на каталанском языке и его диалектах в Каталонии и Валенсии, на Балеарских островах (Испания) и на Ю.-З. Франции. В 9-13 вв. развивалась устная народная поэзия "джогларов", а с конца 12 в. - письменная религиозная литература. Светская поэзия до конца 13 в. создавалась на провансальском языке. В прозе стремление к самобытности заметно в хрониках Джауме I (1208-76), Б. Десклота и Р. Мунтанера (1265-1336). "Книга о Бланкерне" (около 1284) Раймунда Луллия (между 1232-35-1315 ?) - первый опыт романа на каталанском языке. Дидактические произведения А. де Вилановы (около 1250 - около 1311) "Авиньонское размышление" (1309) содержит выпады против духовенства. Дидактические произведения создавал и Ф. Эшименис (около 1340-1409). В аллегорическом "Сне" (1398) Б. Медже (около 1350-1410) ощущается влияние итальянской ренессансной литературы. На каталанском языке писали и поэты: братья Джауме (1335-1410) и Пере (1338-1413) Марк, Б. де Со (умер 1385). Анонимная "Книга о моряках" (ч. 1-2, около 1398) даёт сатирическую картину действительности.

С начала 15 в. в каталанской литературе формируются идеи Возрождения. Под влиянием итальянской поэзии писали А. Фебрер (1-я половина 15 в.), Дж. Фогассот, Дж. де Сант-Джорди (умер около 1449), крупнейший поэт А. Марк (1397-1459), создатель каталанского литературного языка. Реализмом и сатирической направленностью отличалось творчество валенсианских поэтов Дж. Ройса (умер 1500 ?), Дж. Газуля (ум. около 1508), мальоркинского поэта и прозаика А. Турмеды (около 1352 - около 1430) и др. Дж. Мартурель и Дж. де Гальба создают ренессансный рыцарский роман "Тирант Белый" (1490); Дж. Ройг (умер 1478) написал сатирический роман в стихах "Книга о женщинах" (опубликован 1531). С конца 15 в. в каталанской литературе наступает длительный спад. Ренессансные традиции развивали валенсианские поэты-сатирики А. М. Пинеда (начало 16 в.), Г. Герау де Монмажор (умер 1600), Ф. Мулет (1624-1675), Ф. В. Гарсиа (1582-1623). Только в конце 18 в. под влиянием деятельности просветителей А. де Кампаня (1742-1813), Масдеу (1744-1817) и др., а позднее под воздействием революционных событий в И. началось возрождение каталанской литературы. Поэты-романтики Б. К. Арибау (1798-1862), Дж. Рубио-и-Орс (1818-99), А. Бланк (1832-87), А. де Бофаруль (1821-92), Дж. Росельо (1827-1902), А. Камс-и-Фабрес (1822-1882) и др. обращались преимущественно к исторической теме; лишь Дж. Соль-и-Падрис (1816-1855) воспевал людей труда. Лирические и патриотические произведения поэтов-романтиков В. Балагера (1824-1901) и Дж. Вердагера (1845-1902) оказали большое влияние на поэзию 20 в.

В прозе на смену романтическому историческому роману А. де Бофаруля и др. приходят бытоописательные произведения. Э. Вилановы (1840-1905), А. Карета и др. С социально-критическими реалистическими романами выступили: Дж. Пин-и-Солер (1842-1927), Н. Ольер (1846-1930). Реалистическую драму создали крупнейший каталанский драматург А. Гимера (1847-1924), С. Русиньоль (1861-1931), И. Иглезиас (1871-1928). Для романов Р. Казельяса (1855-1910), П. Короминеса (1870-1939) и Катарины Альберт [псевдоним - В. Катала (1873 - г. смерти неизвестен)] характерны натуралистические приёмы.

Поэты-"модернисты" - Дж. Марагаль (1860-1911), Г. Аломар (1873-1941), Дж. Карнер (р. 1884) и др., находясь под влиянием европейского декаданса, вместе с тем стремились к созданию национально-самобытной каталанской литературы. Верность реализму сохранили поэты Э. Гуаньябенс (1860-1941), Дж. М. де Сагарра (р. 1894), К. Риба (1893-1959) и др.

В 1920-х гг. выдвинулась группа поэтов-"авангардистов" - А. Эсклазанс (р. 1895), Дж. Фойш (р. 1894) и др. Народные и реалистические традиции характерны для поэзии Т. Гарсеса (р. 1901), К. Сальвадора (р. 1893), сатирика Дж. Оливера (р. 1899, псевдоним - П. Кварт), прозы Дж. Руйра (1858-1939), Дж. Э. М. Феррандо (р. 1891), П. Бертрана (1867 - около 1942), Дж. Пла (р. 1897) и др. После победы фашизма в И. каталанская литература оказалась под запретом. Лишь с конца 1950-х гг. начали вновь публиковаться книги на каталанском языке в современной литературе существуют два направления: "неомодернистское", представленное творчеством экзистенциалистов М. де Педроло (р. 1918), Б. Бонета (р. 1926) и др., и реалистическое, к которому принадлежат поэт и прозаик С. Эсприу (р. 1913), поэты Дж. Сарсанедес, Дж. Серда (р. 1920), М. Аримань, Г. Ферратер (р. 1922), Ф. Вальверду (р. 1935), народный певец Раймон (р. 1940) и др., романисты Дж. М. Эспинас (р. 1927), Б. Порсель (р. 1937), Э. Торрес и др.

Лит.: Шишмарев В.Ф., Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Díaz Plaja G., De literatura catalana. Estudis i interpretaciones, Barcelona, [1956]; Nonell L., Antología de la prosa catalana (de Llul a Josep Pla), Barcelona, [1957]; Ruiz i Calonja J., Historia de la literatura catalana, Barcelona, [1954]; Tasis i Marca R., Un segle de poesia catalana (1833-1953), Barcelona, [1968].

З. И. Плавскин, "Большая Российская энциклопедия"









© Испания

Опубликовано: 2005-05-05 (18245 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык Яндекс.Метрика