Costa del flamenco: Одна артистическая ночь
Дата: 07.04.2006 Тема: Фламенко
Фламенко – искусство с древними корнями, которое по сию пору не окаменело, не застыло, не превратилось в архаизм. Оно продолжает развиваться, впитывать в себя новые веяния, проявляя удивительную жизнеспособность, несмотря на смену эпох, на приход индустриального и компьютерного века. Это доказал театр музыки и танца “Costa del flamenco”, который 31 марта выступил на сцене нижегородской филармонии с программой “Una Noche Arte” («Артистическая ночь»).
Испанские фламенкологи предполагают, что зарождение искусства фламенко относится к XV веку, когда в Испанию из Индии (согласно сохранившимся письменным источникам) прибыли цыгане. Они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия, и их народные традиции стали сближаться с традициями мавров, под влиянием которых долгое время находилась южная часть Испании. Из этого сплава культур на испанской почве и родилось фламенко. Долгое время это искусство было, так сказать, для внутреннего потребления: цыгане считались изгоями, испанцы отказывались считать их за равных себе, и фламенко формировалось в подполье, в узких кругах отверженных. В конце XVIII века гонения на цыган прекратились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте (кафе-шантанов). С этого момента развитие фламенко идет у всех на глазах и продолжается по сей день.
В последнее десятилетие это искусство начало впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы, а также элементы классического балета в танце, развиваясь, но не уходя от своей древней основы. Наиболее известный «взломщик» канонов танца фламенко – испанский танцовщик цыганского происхождения Хоакин Кортес, решительно обновивший понятие танца фламенко и внесший в танцевальное исполнение новую живую струю и новую выразительность.
Остановимся на некоторых характерных моментах программы “Una Noche Arte”, не вдаваясь в общий обзор.
Фламенко, несомненно, интересно, современным хореографам, которые видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения хореографических новаций. И это неудивительно, так как фламенко – искусство, обладающее необыкновенным потенциалом эмоциональной и психологической выразительности. Это искусство, которое не нуждается во внешней фабуле, так как главное во фламенко не сюжет, а чувства. В программе “Una Noche Arte” нет единого хореографического сюжета, она состоит из разрозненных групповых и сольных выступлений – в духе традиционного андалусийского праздника с музыкой и танцами, когда исполнители постоянно сменяют друг друга.
Как характеризующий постановку в целом можно рассматривать сольный танец с испанской шалью, исполненный одной из танцовщиц. Шаль с очень длинными кистями – один из классических атрибутов женского танца фламенко, и это несомненная дань традиции. Однако в самой хореографии танца, несмотря на фламенковую основу, преобладают модерновые мотивы. Но душевный настрой, с которым исполняется танец, опять же, соответствует древним традициям фламенко.
Танец эмоциональный, с трагическим пафосом: «хвосты» шали то закручиваются вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женственный силуэт, то шаль ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой мятущейся птицы. Перед зрителем предстает целый вихрь противоречивых чувств: сила и смятение, вызов и тоска, упоение и напряженность, вдохновение и боль… Танец настолько пропитан настоящим артистизмом, что его невозможно воспринимать как демонстрацию отличной техники, а можно только как вскрывающуюся у всех на глазах внутреннюю борьбу женщины – сильной и ранимой одновременно.
Французский хореограф Морис Бежар когда-то сказал: «Симфония одного человека» заставила меня понять, что с музыкой надо играть, как матадор с быком – или бык с матадором. Нужно сойтись с музыкой и одновременно ей противоречить». Танец с шалью полностью соответствовал этой формуле: тело танцовщицы билось в музыке и с музыкой, и одновременно жило в ней, музыка питала танец. Музыка была вдох, а движение – выдох.
Другой характерный танец – с веерами, уже не сольный. Веер также традиционный атрибут женского танца фламенко. Но хореография танца откровенно современная, и даже мелодия явно пронизана современными ритмами. Женские фигуры замирают на сцене с раскрытыми веерами в руках, а потом вдруг начинают двигаться, как механические куклы, вздрагивая и замирая, мерно сменяя одно движение другим, сами словно завороженные тем, как в них работает как-то неведомый механизм.
Известно, что “Costa del flamenco” работает с несколькими современными хореографами, в том числе испанскими. Поэтому интересных хореографических находок и хореографических решений в танцах этого театра немало. Уровень коллектива высок во всех направлениях (музыка, халео, пение, танец), поэтому в Нижнем Новгороде артистов встречали тепло. «Есть только одна публика: та, что приходит любить», - говорил Бежар. И, впервые приехав в Нижний, театр музыки и танца “Costa del flamenco” такую публику обрел.
Татьяна Елькина, apn-nn.ru, 06.04.06
|
|